Достижением успехов в шахматах невозможно без высокого, а часто и максимального, напряжения всего умственного и духовного потенциала. Своеобразным внутренним контроллером является внимание, которое выражает устойчивость, широту и интенсивность направленности мысли на различные объекты.

Хорошо известно,  что последовательной и сильной игрой можно довести партию до благоприятного положения, но достаточно ослабить внимание, как плоды предыдущей работы могут буквально “за миг” пойти насмарку. Шахматист, добивающийся больших успехов, обычно отличается и лучшей способностью к длительной и интенсивной концентрации внимания.


Шахматы учат умению не только распределять внимание на весь фронт борьбы,
но и выделять главные, определяющие факторы и фиксировать те участки доски,
где происходят решающие события. М. Ботвинник отмечал, что в процессе обдумывания шахматист обычно не охватывает взором всю доску с 64 полями, а из общего числа фигур использует в расчете вариантов лишь 3 – 6. Отмеченная Ботвинником фиксация внимания, однако ,не остается неизменной. Вслед за каждым очередным ходом происходит переключение внимания на новые объекты, на изменившееся положение фигур.

Это умение переключать внимание и перераспределять направленность умственного сосредоточения – важное для жизни свойство – хорошо тренируется в шахматной игре. Известный педагог Н. Греков показал, что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом их серьезного увлечения шахматами. В ряде последующих исследований было подтверждено положительное влияние занятий шахматами на преодоление рассеянности у детей.

Длительные сомнения и откладывание выбора “на потом” противопоказаны шахматисту. За определенные промежутки времени должны быть приняты решения и сделаны ходы. Поэтому шахматист обязан рационально распределять время ,объективно оценивать его интервалы, и главное – преодолевать нерешительность и медлительность (а также торопливость и легковесность) в выборе ходов и оценке позиций. Короче говоря, шахматы учат точнее оценивать и отмеривать время – сообразно требованиям обстановки.

Шахматы стимулируют развитие воображения, способности к предвидению и фантазии. Тот или иной ход в партии обычно не делается лишь в расчете на удачу. При выборе решения должны быть учтены доводы “за” и “против”.

В процессе игры шахматист большей частью должен отвлекаться от видимого расположения фигур на доске и вести анализ в уме, без полной опоры на восприятие. Таким образом, способность анализировать в уме является одним из важнейших условий как точного прогнозирования, так и общего успеха деятельности.

Наряду с трудолюбием шахматы стимулируют развитие дисциплинированности и ответственного отношения к делу.

Уже первое правило соревнований “тронул фигуру – обязан сделать ей ход” указывает на строгую ответственность играющего.

На пути совершенствования шахматист учится преодолевать апатичность, расхлябанность, легкомыслие. Важным этапом в воспитании ответственности становится появление привычки к самоконтролю (например, следование правилу – наметил ход, записал его на бланке, проверил, а уж потом сделал).

Очевидно, Что шахматы требуют от играющего самостоятельности. Эммануил Ласкер указывал: “Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить”.

Известно много примеров, когда шахматы помогли людям приобрести соответствующие “состязательские” качества. Так, лондонский финансист и шахматный меценат Джим Слейтер (в частности пожертвовавший 125000 долларов в призовой фонд матча Спасский – Фишер в 1972 году) объяснял свою благотворительную деятельность тем, что родился и вырос в бедности, а нужный для финансовой карьеры характер  развил игрой в шахматы.

Бесспорно влияние шахмат на развитие самообладания и выдержки. Шахматы учат умению ждать благоприятного момента и не форсировать событий без достаточных объективных оснований.

Можно полагать , что шахматы  – полезная школа  переживания экстремальных ситуаций. Так, например, при обследовании студентов-шахматистов и “не-шахматистов” было установлено, что первые добивались на экзаменах значительно более высоких показателей в сравнении с оценками, получаемыми в течении семестра. У не-шахматистов преимущество экзаменационных оценок над текущими было несущественным.

Игра способствует развитию объективного отношения к себе:  партия проходит в обстановки острой взаимной критики. Каждый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. проигрыш – следствие какого-либо собственного промаха.

Заинтересовались?

Тогда приходите к нам на Обучение и на Турнир по шахматам для начинающих 18 августа!


0 комментариев

Добавить комментарий