Николай Крогиус – международный гроссмейстер, заслуженный тренер России, доктор психологических наук пишет в своей книге “Шахматы. Игра и жизнь.”
“Осенью 1980 года на защиту моей докторской диссертации в Ленинградский университет приехал из Саратова профессор пединститута Иван Владимирович Страхов с целью разгромить мою работу. Я не знаю точно о мотивах его неожиданного вояжа. Догадываюсь, что одной из главных причин было то, что несколькими годами раньше я вежливо, но твердо отверг метод исследования, навязываемый И. Страховым, и пошел по пути, рекомендованному моим университетским наставником академиком Б.Г. Ананьевым.
В общем, в момент, когда нервы и так напряжены до предела, появление земляка стало ударом “в девятку”, поэтому я очень серьезно отнесся к контролю над своим поведением, смыслом и тоном высказываний. Шесть часов я держался изо всех сил, но, кажется, ни разу не вспылил и не растерялся (защита длилась с шести часов вечера до полуночи). Про себя приговаривал: “Удары Кереса (один из сильнейших шахматистов своего времени – ред.) отражал – неужели здесь не отобьюсь?” Во многом помог мне сам Иван Владимирович, начавший свое выступление с отрицания метода моделирования. Мою позицию поддержали В. Ядов, В. Иванов, Н. Кузьмина, А. Свенцицкий и другие известные ученые. С результатом тринадцать “за” и один воздержался прошло голосование. Мне была присуждена докторская степень.”
После защиты меня спрашивали: “Как вам удалось спокойно, без раздражения выдержать шестичасовую публичную пытку?” Я ответил, что привык по пять часов находиться в гуще напряженных шахматных баталий. Здесь же пришлось понервничать на час больше, шахматы к этому подготовили. Говорили, что внешне я выглядел спокойным. Но знаю точно, что внутри все кипело.
Шахматы. Игра и жизнь. |
0 комментариев